В качестве критериев пригодности материала педагогического опыта можно выделить следующие:
- Тематическая принадлежность педагогического опыта области духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи и подготовки учителей к указанной учебно-воспитательной деятельности.
- Аксиологическое соответствие методологической базы педагогического опыта духовно-нравственным ценностям отечественной культурной традиции.
- Соответствие понятийной базы педагогического опыта тезаурусу предметно-образовательной области.
- Смысловая идентичность фактического и содержательного материала педагогического опыта культурному источнику.
- Практикоориентированность опыта (возможность использования опыта в педагогической практике).
- Трудоемкость (требуемое время на освоение педагогического опыта).
Для обработки педагогического опыта использованы методы анализа, синтеза, классификации, обобщения и др.
Результатом научного анализа и систематизации педагогического опыта в области духовно-нравственного образования в разных регионах России является описание его видов и типов на основе единого классификационного подхода, отражающего его специфику. В разработке классификаторов педагогического опыта в области духовно-нравственной культуры использованы в качестве опорных представленные в каждом единичном общие параметры педагогического опыта: ценности, цели, задачи, принципы, формы, методы, средства педагогической деятельности как одинаково применимые к описанию опыта в области духовно-нравственного воспитания и образования. Разработанный классификатор позволяет реализовать функцию экспертной оценки авторских концепций, учебных, методических пособий, программ и планов курса, конспектов уроков и внеклассных мероприятий и др. в области преподавания духовно-нравственной культуры. В качестве общего наименования перечисленных средств использован термин «учебные материалы». Классификационные параметры учебно-воспитательной деятельности в области духовно-нравственной культуры представлены в таблице № 1.
Классификационные параметры анализа и экспертизы педагогического опыта в области духовно-нравственного образования
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ | КЛАССИФИКАТОРЫ | |
Нормативно-правовой (управленческий) компонент |
Правовые документы | Правовое положение учебного предмета в системе образования |
Образовательные стандарты |
Образовательные государственные стандарты образования | |
Дисциплины психолого-педагогического и методического блоков стандарта высшего профессионального образования | ||
Содержательно-методологический компонент |
Цели и задачи | Соответствие целей и задач, поставленных в учебном материале, нормативным образовательным документам |
Соответствие целей и задач, поставленных в учебном материале, его учебному содержанию | ||
Аксиологическое основание |
Культурно-ценностное соответствие учебного материала оригинальной культурной традиции | |
Содержание | Смысловая идентичность отраженных в содержании учебном материале понятий и фактов духовно-нравственной культуры их источнику | |
Соответствие содержания учебного материала содержательным линиям нормативного программного материала | ||
Принципы построения | Принцип культурологического образования | |
Принцип личностно-ценностного развития | ||
Типология | Культурологический тип | |
Вероучительный тип | ||
Технологический компонент | Наличие контрольно-измерительных материалов | Контрольные вопросы |
Самостоятельные задания | ||
Контрольные вопросы репродуктивного характера | ||
Самостоятельные задания эвристического характера | ||
Самостоятельные задания информационного типа | ||
Самостоятельные задания обучающего типа | ||
Показатели обученности и требования к уровню подготовки | Наличие и характер показателей обученности | |
Соответствие требований к уровню подготовки поставленным целям и задачам | ||
Форма представления материалов | Концепции | |
Программы | ||
Учебные пособия | ||
Методические пособия | ||
Рабочие тетради | ||
Аудио и видео материалы | ||
Другое | ||
Практический компонент (внедрение) |
Возможность использования в системе образования | Конфессиональные школы |
Универсальный характер | ||
Место в учебном плане образовательного учреждения | Самостоятельный предмет | |
Интеграция в существующие учебные предметы | ||
Апробация | Сведения об апробации (массовая, точечная, единичная; длительность) |
1. Нормативно-правовой компонент отражает:
1) взаимосвязь авторских учебных материалов с документами, регламентирующими правовое положение учебного предмета в системе образования;
2) взаимосвязь авторских учебных материалов с документами, стандартизирующими содержание образования:
- взаимосвязь содержания учебного материала с образовательными государственными стандартами (начального общего, среднего общего, полного общего, высшего профессионального и др.) образования;
- взаимосвязь содержания учебного материала с дисциплинами психолого-педагогического и методического блоков стандарта высшего профессионального образования (для учебных и учебно-методических материалов, посвященных подготовке учителей).
Отсутствие ориентации на регламентирующие документы в области образования приводит к субъективности при разработке содержания программы и встраивании данного предмета в государственную систему образования.
2. Содержательно-методологический компонент отражает:
1) Цели и задачи:
- соответствие целей и задач, поставленных в учебном материале, нормативным образовательным документам (Закон РФ «Об образовании», «Федеральные Государственные образовательные стандарты начального общего, среднего общего, среднего специального, высшего профессионального образования» и др.);
- соответствие целей и задач, поставленных в учебном материале, его учебному содержанию.
2) Аксиологическое основание: культурно-ценностное соответствие учебного материала оригинальной культурной традиции;
3) Содержание:
- смысловая идентичность отраженных в содержании учебного материала понятий и фактов духовно-нравственной культуры их источнику;
- соответствие содержания учебного материала содержательным линиям нормативного программного материала федерального уровня – «Примерного содержания по учебному предмету…», базовой учебной программе регионального уровня.
Содержательный параметр отражает фактическое соответствие содержания учебного материала научной области и культурной традиции, которую он описывает. В случае несоответствия содержания учебного материала перечисленным условиям, он может быть определен научно и культурно несостоятельным.
4) Принципы построения:
- принцип культурологического образования;
- принцип личностно-ценностного развития.
Анализ содержания учебного материала позволяет определить оптимальные принципы отбора и построения учебного содержания, использованные авторами-разработчиками.
Принцип культурологического образования соответствует принципу светского характера образования.
Принцип личностно-ценностного развития рассматривает задачи личностного развития учащихся с учетом их возрастных особенностей с точки зрения христианской антропологии (как физиологический возраст, так и как духовный возраст). Исполнение данного принципа происходит в случае совмещения в диагностируемом учебном материале четырех условий-компонентов: когнитивного, личностно-ценностного, деятельностно-творческого, развивающего:
- когнитивный компонент определяет изучение духовно-нравственной культуры, как базис личностного развития;
- личностно-ценностный компонент отражает приоритетный характер задачи личностного развития учащихся на аксиологической базе духовно-нравственной культуры перед задачами передачи учащимся знаний;
- деятельностно-творческий компонент отражает заложенную в содержание, систему проверочных и самостоятельных заданий учебного материала возможность творческой самореализации личности на основе ценностей духовно-нравственной культуры;
- развивающий компонент отражает заложенное в содержание учебного материала понимание механизма и последовательности духовно-нравственного личностного развития человека на основе теоцентрической антропологической модели.
5) Типология учебного материала включает в себя следующие типы:
- культурологический тип;
- вероучительный тип.
Показатели культурологического типа учебного материала:
- не предполагает конфессиональной самоидентификации учащихся;
- в учебном материале и системе заданий не отражается личная религиозная позиция автора.
Показатели вероучительного типа учебного материала:
- содержание учебного материала отражает субъективную религиозную позицию автора;
- учебного материала предполагает конфессиональную самоидентификацию учащих и учащихся;
- материал учебных текстов и заданий проецирует религиозную позицию автора на учащихся;
- учебные задания привлекают учащихся к исполнению религиозных обрядов в рамках (вне рамок) обучения.
3. Технологический компонент предполагает:
1) Наличие контрольно-измерительных материалов в диагностируемых параметрах: контрольные вопросы; самостоятельные задания; контрольные вопросы репродуктивного характера; контрольные вопросы проблемно-развивающего характера; самостоятельные задания эвристического характера; самостоятельные задания информационного типа; самостоятельные задания обучающего типа.
2) Показатели обученности и требования к уровню подготовки учащихся на основе данного учебного материала (для программ, методических пособий):
- наличие показателей обученности в содержательных характеристиках;
- соответствие требований к уровню подготовки поставленным целям и задачам.
3) Форма представления материалов: программы; концепции; учебные пособия; методические пособия; рабочие тетради; аудио и видео материалы; другое.
4. Практический (внедренческий) компонент определяет:
1) Возможность использования данного учебного материала:
- в системе конфессионального образования;
- универсальный характер (как в системе конфессионального, так и в системе светского образования).
2) Место в учебном плане образовательного учреждения. Данный параметр отражает возможность использования данного учебного материала для преподавания духовно-нравственной культуры:
- как самостоятельный предмет;
- преподавание через интеграцию в существующие учебные предметы.
3) Сведения об апробации.
Все представленные классификационные характеристики использованы при разработке модельных структурных компонентов информационно-содержательной основы подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры.