ЭКСПЕРТИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

В качестве критериев пригодности материала педагогического опыта можно выделить следующие:

  1. Тематическая принадлежность педагогического опыта области духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи и подготовки учителей к указанной учебно-воспитательной деятельности.
  2. Аксиологическое соответствие методологической базы педагогического опыта духовно-нравственным ценностям отечественной культурной традиции.
  3. Соответствие понятийной базы педагогического опыта тезаурусу предметно-образовательной области.
  4. Смысловая идентичность фактического и содержательного материала педагогического опыта культурному источнику.
  5. Практикоориентированность опыта (возможность использования опыта в педагогической практике).
  6. Трудоемкость (требуемое время на освоение педагогического опыта).

Для обработки педагогического опыта использованы методы анализа, синтеза, классификации, обобщения и др.

Результатом научного анализа и систематизации педагогического опыта в области духовно-нравственного образования в разных регионах России является описание его видов и типов на основе единого классификационного подхода, отражающего его специфику. В разработке классификаторов педагогического опыта в области духовно-нравственной культуры использованы в качестве опорных представленные в каждом единичном общие параметры педагогического опыта: ценности, цели, задачи, принципы, формы, методы, средства педагогической деятельности как одинаково применимые к описанию опыта в области духовно-нравственного воспитания и образования. Разработанный классификатор позволяет реализовать функцию экспертной оценки авторских концепций, учебных, методических пособий, программ и планов курса, конспектов уроков и внеклассных мероприятий и др. в области преподавания духовно-нравственной культуры. В качестве общего наименования перечисленных средств использован термин «учебные материалы». Классификационные параметры учебно-воспитательной деятельности в области духовно-нравственной культуры представлены в таблице № 1.

Классификационные параметры анализа и экспертизы педагогического опыта в области духовно-нравственного образования

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ КЛАССИФИКАТОРЫ
Нормативно-правовой
(управленческий)
компонент
Правовые документы Правовое положение учебного предмета в системе образования
Образовательные
стандарты
Образовательные государственные стандарты образования
Дисциплины психолого-педагогического и методического блоков стандарта высшего профессионального образования
Содержательно-методологический
компонент
Цели и задачи Соответствие целей и задач, поставленных в учебном материале, нормативным образовательным документам
Соответствие целей и задач, поставленных в учебном материале, его учебному содержанию
Аксиологическое
основание
Культурно-ценностное соответствие учебного материала оригинальной культурной традиции
Содержание Смысловая идентичность отраженных в содержании учебном материале понятий и фактов духовно-нравственной культуры их источнику
Соответствие содержания учебного материала содержательным линиям нормативного программного материала
Принципы построения Принцип культурологического образования
Принцип личностно-ценностного развития
Типология Культурологический тип
Вероучительный тип
Технологический компонент Наличие контрольно-измерительных материалов Контрольные вопросы
Самостоятельные задания
Контрольные вопросы репродуктивного характера
Самостоятельные задания эвристического характера
  Самостоятельные задания информационного типа
Самостоятельные задания обучающего типа
Показатели обученности и требования к уровню подготовки Наличие и характер показателей обученности
Соответствие требований к уровню подготовки поставленным целям и задачам
Форма представления материалов Концепции
Программы
Учебные пособия
Методические пособия
Рабочие тетради
Аудио и видео материалы
Другое
Практический компонент
(внедрение)
Возможность использования в системе образования Конфессиональные школы
Универсальный характер
Место в учебном плане образовательного учреждения Самостоятельный предмет
Интеграция в существующие учебные предметы
Апробация Сведения об апробации (массовая, точечная, единичная; длительность)

 

1. Нормативно-правовой компонент отражает:

1) взаимосвязь авторских учебных материалов с документами, регламентирующими правовое положение учебного предмета в системе образования;
2) взаимосвязь авторских учебных материалов с документами, стандартизирующими содержание образования:

  • взаимосвязь содержания учебного материала с образовательными государственными стандартами (начального общего, среднего общего, полного общего, высшего профессионального и др.) образования;
  • взаимосвязь содержания учебного материала с дисциплинами психолого-педагогического и методического блоков стандарта высшего профессионального образования (для учебных и учебно-методических материалов, посвященных подготовке учителей).

Отсутствие ориентации на регламентирующие документы в области образования приводит к субъективности при разработке содержания программы и встраивании данного предмета в государственную систему образования.

2. Содержательно-методологический компонент отражает:

1) Цели и задачи:

  • соответствие целей и задач, поставленных в учебном материале, нормативным образовательным документам (Закон РФ «Об образовании», «Федеральные Государственные образовательные стандарты начального общего, среднего общего, среднего специального, высшего профессионального образования» и др.);
  • соответствие целей и задач, поставленных в учебном материале, его учебному содержанию.

2) Аксиологическое основание: культурно-ценностное соответствие учебного материала оригинальной культурной традиции;

3) Содержание:

  • смысловая идентичность отраженных в содержании учебного материала понятий и фактов духовно-нравственной культуры их источнику;
  • соответствие содержания учебного материала содержательным линиям нормативного программного материала федерального уровня – «Примерного содержания по учебному предмету…», базовой учебной программе регионального уровня.

Содержательный параметр отражает фактическое соответствие содержания учебного материала научной области и культурной традиции, которую он описывает. В случае несоответствия содержания учебного материала перечисленным условиям, он может быть определен научно и культурно несостоятельным.

4) Принципы построения:

  • принцип культурологического образования;
  • принцип личностно-ценностного развития.

Анализ содержания учебного материала позволяет определить оптимальные принципы отбора и построения учебного содержания, использованные авторами-разработчиками.

Принцип культурологического образования соответствует принципу светского характера образования.

Принцип личностно-ценностного развития рассматривает задачи личностного развития учащихся с учетом их возрастных особенностей с точки зрения христианской антропологии (как физиологический возраст, так и как духовный возраст). Исполнение данного принципа происходит в случае совмещения в диагностируемом учебном материале четырех условий-компонентов: когнитивного, личностно-ценностного, деятельностно-творческого, развивающего:

  • когнитивный компонент определяет изучение духовно-нравственной культуры, как базис личностного развития;
  • личностно-ценностный компонент отражает приоритетный характер задачи личностного развития учащихся на аксиологической базе духовно-нравственной культуры перед задачами передачи учащимся знаний;
  • деятельностно-творческий компонент отражает заложенную в содержание, систему проверочных и самостоятельных заданий учебного материала возможность творческой самореализации личности на основе ценностей духовно-нравственной культуры;
  • развивающий компонент отражает заложенное в содержание учебного материала понимание механизма и последовательности духовно-нравственного личностного развития человека на основе теоцентрической антропологической модели.

5) Типология учебного материала включает в себя следующие типы:

  • культурологический тип;
  • вероучительный тип.

Показатели культурологического типа учебного материала:

  • не предполагает конфессиональной самоидентификации учащихся;
  • в учебном материале и системе заданий не отражается личная религиозная позиция автора.

Показатели вероучительного типа учебного материала:

  • содержание учебного материала отражает субъективную религиозную позицию автора;
  • учебного материала предполагает конфессиональную самоидентификацию учащих и учащихся;
  • материал учебных текстов и заданий проецирует религиозную позицию автора на учащихся;
  • учебные задания привлекают учащихся к исполнению религиозных обрядов в рамках (вне рамок) обучения.

3. Технологический компонент предполагает:

1) Наличие контрольно-измерительных материалов в диагностируемых параметрах: контрольные вопросы; самостоятельные задания; контрольные вопросы репродуктивного характера; контрольные вопросы проблемно-развивающего характера; самостоятельные задания эвристического характера; самостоятельные задания информационного типа; самостоятельные задания обучающего типа.

2) Показатели обученности и требования к уровню подготовки учащихся на основе данного учебного материала (для программ, методических пособий):

  • наличие показателей обученности в содержательных характеристиках;
  • соответствие требований к уровню подготовки поставленным целям и задачам.

3) Форма представления материалов: программы; концепции; учебные пособия; методические пособия; рабочие тетради; аудио и видео материалы; другое.

4. Практический (внедренческий) компонент определяет:

1) Возможность использования данного учебного материала:

  • в системе конфессионального образования;
  • универсальный характер (как в системе конфессионального, так и в системе светского образования).

2) Место в учебном плане образовательного учреждения. Данный параметр отражает возможность использования данного учебного материала для преподавания духовно-нравственной культуры:

  • как самостоятельный предмет;
  • преподавание через интеграцию в существующие учебные предметы.

3) Сведения об апробации.

Все представленные классификационные характеристики использованы при разработке модельных структурных компонентов информационно-содержательной основы подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры.