КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ ДНК

Информационно-содержательная основа подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры включает семь структурных компонентов: информационно-экспертный компонент, технологический компонент, оценочно-результативный компонент, терминологический компонент, аксиологический компонент, нормативный компонент, образовательный компонент (диаграмма № 1).

 

Оценочно-результативный компонент. Основываясь на методологической базе научных работ, посвященных исследованию оценочно результативного блока подготовки педагога к преподаванию духовно-нравственной культуры, объединенных в рамках общепрофессионального и специального подходов, разработаны две группы критериев готовности педагога: личностные и предметные. Первая группа критериев определяет личную духовно-нравственную культуру учителя. Вторая группа – служит для определения его профессиональной компетентности в области преподавания духовно-нравственной культуры.

Личностные критерии разделены на:

  • мотивационно-потребностные критерии, определяющие самоопределение учителя в отношении духовно-нравственных ценностей в приложении к личному саморазвитию;
  • когнитивные критерии, определяющие фактическую полноту и точность представлений учителя о духовно-нравственных и культурных феноменах;
  • операционно-деятельностные критерии, предполагающие определение устойчивости нравственного поведения, владения технологиями личностного саморазвития (самоанализ, рефлексия) на основе выделенных духовно-нравственных ценностей.

Предметные критерии разделены на:

  • мотивационно-потребностные критерии, определяющие отношение к педагогической профессии, стремление к саморазвитию в методическом и профессиональном плане;
  • когнитивные, определяющие знание учителем фактического материала учебного предмета;
  • методико-технологические, определяющие степень ориентации учителя в области учебно-методической литературы по данному предмету и умение ее классификации в соответствии с выделенными классификационными параметрами, умение пользоваться учебно-методической литературой по предмету, владение технологиями личностного развития учащихся на основе выделенных духовно-нравственных ценностей.

В соответствии с разработанными критериями, разработаны показатели личностно-профессиональной готовности педагога к преподаванию духовно-нравственной культуры, представленные в таблице.

 

Показатели готовности педагога

НАЗВАНИЕ ГРУППЫ ПОКАЗАТЕЛИ
Ценностно-смысловое

 

основание

Личное отношение к представленным духовным ценностям (религия, Бог, христианство, Церковь, святость, добродетели и др.) на уровнях: 1. Низкий (неприятие, несогласие, непонимание, безразличие, затруднение с ответом). 2. Достаточный (интерес, согласие, признание, уважение). 3. Высокий (стремление к саморазвитию на основе указанных ценностей, благоговение, смирение, любовь).
Духовно-нравственная культура Рефлексивная культура 1. Отсутствие потребности в рефлексивных навыках (в профессиональном и личном плане); пассивная позиция в учебном процессе; отсутствие мотивации к саморазвитию, неумение выделять мотивы поступка. 2. Малоустойчивая направленность на саморазвитие; неравномерное проявление рефлексивной деятельности, умение выделять мотивы своих поступков. 3. Устойчивая направленность на личное и профессиональное самосовершенствование, выраженная рефлексивная позиция и мотивация самообразовательной деятельности. Умственная зрелость, развитый интеллект, умение выделять мотивы своих поступков и контролировать их.
Креативная

 

культура

1. Отсутствие потребности в творческой самореализации. 2. Малоустойчивая направленность на творческий подход к образовательной деятельности. 3. Выраженная творческая позиция в решении педагогических задач в области духовно-нравственного воспитания учащихся.
Когнитивная

 

культура

1. Умение различать и распознавать учебный материал (уровень знакомства). 2. Запоминание учебного материала (неосознанное воспроизведение). 3. Понимание, осознанное и грамотное воспроизведение учебного материала. 4. Полнота и точность владения учителем фактическим материалом учебного предмета, учебного пособия. Способность его творческого воспроизведения
Этическая культура Степени сформированности нравственных качеств:

 

·         Знание нравственных правил. Различение на информативном уровне страстей и добродетелей (в христианском понимании).

·         Нравственное чувство (сформированное внутреннее отношение к феноменам христианских добродетелей на уровне одобрения, приязни, симпатии, желания, стремления; сформированное внутреннее отношение к страстям на уровне неприязни, отвращения, отчуждения).

·         Нравственное поведение (милосердие, отзывчивость, сопереживание, проницательность, чуткость, терпение, снисходительность, кротость, честность по отношению к своим недостаткам, объективность, любовь к детям и др.). Нравственное поведение учителя в профессиональной деятельности. Профессиональная этика.

Эстетическая

 

культура

Выраженные (невыраженные, слабо развитые, не сформированные) способности эстетического восприятия: гармонии, прекрасного, красивого в природе и произведениях искусства; феноменов нравственной культуры; красоты как проявления Высшего Духовного Начала, являющегося Абсолютным критерием и мерой гармонии.
Педагогико-методическая

 

культура учителя

Выраженные (невыраженные, слабо развитые, не сформированные) умения учителя: развивать рефлексивные способности учащихся, организовывать диалогическое общение с учащимися, строить отношения с учащимися на основе предоставления им свободы выбора и уважения к личности, решать задачи личностного развития учащихся с учетом их возрастных особенностей с точки зрения христианской антропологии.

 

Выраженное (невыраженное, слабо развитое, не сформированное) профессиональное качество любви к детям.

Степень (низкая, достаточная, оптимальная, высокая) ориентации учителя в области учебно-методической литературы по предмету «Духовно-нравственная культура». Сформированное (несформированное) умение пользоваться ей на практике.

Владение (неуверенное владение, невладение) приемами классификации учебно-методической литературы по предмету в соответствии с выделенными классификационными параметрами.

Концептуальные положения информационно-содержательной основы подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры определяют цели, задачи и принципы подготовки учителя.

Проведенное исследование гуманистического и теоцентрического направлений подготовки специалиста к преподаванию духовно-нравственной культуры позволяет выделить в качестве целей его профессиональной подготовки не только специальные знания, умения и навыки в области содержания предмета и методики его преподавания, но, прежде всего, личность учителя, его духовно-нравственную культуру. Задачи подготовки учителя разделены на два блока: личностные и предметные. Педагогические задачи, объединенные в личностном блоке, раскрывают различные стороны личного духовно-нравственного становления педагога, его личностные качества. Задачи, объединенные в предметном блоке, раскрывают различные стороны профессионального становления педагога, его предметные компетенции.

На основе проведенного исследования теории и практики подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры выделены следующие принципы подготовки преподавателя:

  1. Культурологический характер преподавания, означающий необходимость выстраивания подготовки учителя на принципе культурологического характера содержания учебного предмета и методики его преподавания.
  2. Принцип личностно-ценностного развития, отражающий приоритетный характер задачи личностного развития педагога на аксиологической базе духовно-нравственной культуры перед задачами информационно-знаниевого характера.
  3. Принцип практической ориентации подготовки учителя, выражающийся в построении программы его подготовки с учетом учебно-методического комплексов по предмету, предназначенных для использования в учебном процессе школы.

Программное содержание подготовки учителя (Б.4.2) определяет знания, умения и навыки, которые преподавателю необходимо получить в результате обучения. Учитывая проведенный анализ программ педагогической подготовки в разных регионах России, позволивший выделить в качестве оптимальной блочную структуру программы подготовки учителя, а также определенные задачи и требования к уровню подготовки педагога, программное содержание подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры было зафиксировано в виде 4-х содержательных блоков: теологического, культурологического, методического и психолого-педагогического.

Нормативный компонент информационно-содержательной основы (Б.3) содержит описание разработанной модели интеграции подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры в систему стандартизации содержания профессионального педагогического образования. В качестве нормативных источников выделены следующие стандартизирующие документы: Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», образовательный стандарт по специальности «Учитель культурологии с дополнительной специальностью», образовательный стандарт по специальности «Теолог».