Региональное совещание «Обучение несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, не прошедших тестирование на знание русского языка»
Образование
6 мая 2025 года Центром содействия адаптации детей-инофонов КУРО проведено региональное совещание «Обучение несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, не прошедших тестирование на знание русского языка»


Участниками совещания стали представители 53 образовательных организаций Московской области, планирующих проведение дополнительных общеразвивающих программ по русскому языку для несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, сдавших тестирование на знание русского языка на недостаточный уровень. На совещание были приглашены лица, ответственные за реализацию дополнительных программ, учителя русского языка и литературы и учителя начальных классов.
Цель обучения – подготовка ребёнка к сдаче тестирования и к обучению в школе, интеграция в российское общество через знакомство с культурой, с правилами коммуникации и поведения.
В рамках мероприятия состоялось 4 доклада и 2 мастер-класса.
Открыла совещание Л.В. Хамидуллина, начальник Центра содействия адаптации детей-инофонов. Лариса Васильевна рассказала о политике Московской области в сфере тестирования на знание русского языка, о нормативных основаниях для проведения дополнительных общеразвивающих программ по русскому языку, представила краткую характеристику курса дополнительных общеразвивающих программ по русскому языку. Далее состоялся доклад Алексеевой О.М., заместителя начальника Центра содействия адаптации детей-инофонов, с темой «Дополнительная общеразвивающая программа по русскому языку для несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства: содержание программы и методология использования». Ольга Максимовна рассказала о структуре курса, представила рекомендации по его реализации в общеобразовательных организациях, дала комментарии по содержанию и тематическому наполнение четырёх программ в составе курса, объяснила принцип определения образовательного маршрута ребёнка в рамках курса.
О методике преподавания русского языка как иностранного и квалификационных требованиях к реализации программы рассказала Т.Г. Крапотина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин КУРО. Татьяна Геннадьевна представила доклад о принципах методики РКИ, а также рассказала о реализуемых в КУРО курсе повышения квалификации и программе профессиональной переподготовки на соответствующую тематику.
Последний доклад в рамках совещания представила Алексеева О.М.: «Тестирование на знание русского языка: требуемый уровень подготовки», в котором подробно рассмотрены демоверсии тестирования, проведён анализ спецификации по каждому классу, представлены требования, предъявляемые к поступающим в 1-11 классы общеобразовательной школы в соответствии с приказом Минпросвещения России от 04.03.2025 № 170.
Совещание продолжилось двумя мастер-классами:
- На первом мастер-классе участники совещания получили возможность ознакомиться с порядком проведения диагностики на уровень владения русским языком, которая является составляющей частью разработанного курса и выступает как средство определения образовательного маршрута ребёнка в рамках курса (напрямую влияет на продолжительность обучения, количество и разновидность программ в составе курса).
- На втором мастер-классе участникам были предложены вопросы на понимание представленного в рамках совещания материала: слушатели совещания по предлагаемым в вопросах обстоятельствам определяли порядок приёма ребёнка в школу и формировали образовательный маршрут ребёнка, поступившего на курс.
В рамках подведения итогов совещания состоялся открытый диалог с участниками, сотрудники Центра содействия адаптации детей-инофонов ответили на возникшие вопросы.