Реализация профориентационных проектов в общеобразовательных организациях
Образование
11 апреля 2024 года в рамках XII региональной (XVII муниципальной) выставки-ярмарки инновационных управленческих и педагогических идей на базе Гимназии №1 г.о. Балашиха была организована работа площадки по профориентационным проектам
Во время проведения региональной выставки-ярмарки «Инновационно-развивающая среда муниципалитета: идеи для развития, атлас региональных проектов, адреса передового опыта» в обсуждении реализации профориентационных проектов в общеобразовательных организациях приняли участие 75 педагогов, которые рассказали о реализации федерального проекта «Билет в будущее», внедрении единой модели профориентации или профминимума и программе курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты».
Среди участников встречи были педагоги-навигаторы, классные руководители, учителя-предметники, советники по воспитанию, администраторы школ.
Наталья Баранникова, проректор по инновационной и проектной деятельности КУРО, региональный оператор профориентационных проектов, рассказала о достижениях в реализации инициатив в Московской области, о применении теории «Правило 10 000 часов» для достижения успеха в профессиональном становлении, предложила для дискуссионного обсуждения с обучающимися тематику регулярной смены профессий героями романа «Град обреченный» братьев Стругацких.
Организатором площадки выступила Татьяна Плодистая, заместитель директора ДПО «Учебно-методический центр» г.о. Балашиха. Татьяна разработала интересный формат проведения встречи под названием «ПРОФкафе», где выступления участников и разные активности подавались в виде «блюда от шефа».
В своих выступлениях педагоги-навигаторы проекта «Билет в будущее» и участники площадки поделились опытом реализации профориентационных проектов и оригинальными находками:
Елена Кадомская, педагог-организатор СОШ №15, рассказала о результатах опроса по профессиональным предпочтениям и готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, об источниках карьерной навигации школьников.
Учитель русского языка и литературы Екатерина Маркова из СОШ №15, поделилась своим опытом в реализации проекта «Билет в будущее» и рассказала о своем пути в педагогическую профессию.
Ольга Бормотова, учитель русского языка и литературы в Гимназии №19, в своем выступлении сообщила о проведении классного часа на тему поиска своего пути, используя эмоциональные и аргументированные статьи публициста Ф.А.Вигдоровой о профессиях и об «угольках призваний».
Наталья Самошкина, социальный педагог СОШ №6, представила школьный проект «Профессия моих родителей» и опыт использования медиаканала «Аврора» для информирования родителей о возможностях, которые предоставляет проект и как о способе привлечения партнеров.
Светлана Мартынова, учитель географии в Школе № 27, рассказала о конкурсе научных проектов школьников, организованном совместно с партнером НПО «Геофизика-космос», о проведенной выпускниками школы мастер-классов по профессиям в сфере IT и творческих профессий, деловой игре «Мой финансовый план». Реализованный в школе проект «Открытый урок от родителей», где ребята «знакомились» со своими родителями как с профессионалами своего дела, помог вовлечь родителей в совместную деятельность и получил высокую оценку экспертов в отборе на Национальную премию в области профориентации «Россия – мои горизонты», пройдя в полуфинал. Елена Назарова, учитель технологии, представила успешный опыт подготовки обучающегося 7-го класса к участию в чемпионате юниоров «Профессионалы» по кондитерскому делу. В достижении победы на этом конкурсе имело значение не только увлеченность и трудолюбие участника, но и помощь всего педагогического коллектива школы, мастеров Балашихинского техникума, а также мастер-класс шеф-повара по молекулярной кухне, который также является бывшим выпускником школы.
Марина Мальцева, педагог-психолог, и Елена Иванова, учитель английского языка в СОШ №8, рассказали об эффективных формах и приемах подготовки обучающихся в выборе профессии в рамках реализации проекта «Билет в будущее», который реализуется в школе с 2019 года, о сотрудничестве с колледжами и вузами, а также с региональными промышленными партнерами и центрами МЧС.
В своем выступлении Мария Колодина, учитель математики в Гимназии №19, отметила важность приобщения родителей учеников к профориентационной деятельности. Рассказы родителей о своем труде, о выборе профессии проходили в школе на тематических встречах «Путь в профессию». Проведение занятий по курсу «Россия – мои горизонты», встречи с выпускниками школы, посещение колледжей и вузов, экскурсии на предприятия помогают ребятам в профессиональном самоопределении.
Екатерина Богданова и Дарья Тюмина, учителя английского языка в Гимназии №9, поделились опытом проведения ежегодного фестиваля «Мы – семья», в рамках которого обучающиеся вместе с родителями рассказывают о семейных традициях, профессиональных династиях и служении на благо своей страны; а также использованием в образовательном процессе настольной игры по карьерному проектированию «Карта профессий».
Лилия Воробьева, учитель истории в СОШ №21, рассказала о реализации профориентационного проекта «Путевка в жизнь – школьникам Подмосковья», в рамках которого обучающиеся вместе с аттестатом школы получают свидетельство о профессии, освоенной на базе колледжа. Она отметила, что участие школьников в конкурсах и олимпиадах профориентационного содержания становится стимулом их развития и профессионального самоопределения.
Дарья Побединская, учитель истории, советник директора по воспитанию в СОШ №22, рассказала об участии ребят в акции «Неделя добрых дел» и профессиональной пробе «Дизайнер интерьеров», в рамках которой они изготовили интерьерные цветы совместно с детьми, находящимися на длительном лечении в ГБУЗ «Московский областной онкологический диспансер». Для обучающихся школы проводятся профориентационные экскурсии «Проф-тур «По стопам родителей»»; при содействии родительского сообщества школы для подготовки к участию в чемпионате «Профессионалы» по компетенции «Интернет-маркетинг» была организована стажировка по маркетингу на мебельной фабрике для ученика 10-го класса.
Марина Бельтюкова, учитель истории и обществознания, и Елена Пугачёва, учитель английского языка в СОШ №32, представили опыт реализации проекта на базе предпринимательских предпрофессиональных классов, обучаясь в которых ребята осваивают предметные знания в практической деятельности и развивают свои личностные навыки, которые пригодятся им в профессиональном развитии.
Из выступления Юлии Бобковой, учителя истории в СОШ №7, мы узнали о многолетнем сотрудничестве школы с профессиональным колледжем «Энергия», в который поступает значительная часть выпускников школы. Участие ребят в проекте «Билет в будущее», посещение мероприятий на базе колледжа «Энергия» помогает школьникам в выборе дальнейшей образовательно-профессиональной траектории. Не всегда успешные в школе ребята, испытывающие трудности в социализации, заинтересовавшись профессией, получив начальные профессиональные навыки в колледже под руководством опытных наставников, раскрываются как увлеченные и способные студенты и в последующем становятся настоящими профессионалами.
В заключение работы площадки участники отметили важность профориентационной работы и внедрения единой модели профминимума, которая реализовывается в урочной и внеурочной деятельности, в практико-ориентированных мероприятиях, на занятиях по дополнительному образованию, в реализации программ профильного обучения, в том числе, в предпрофессиональных классах. А повысить эффективность этой работы помогает вовлечение родительского сообщества, сотрудничество с профессиональными образовательными организациями и вузами, взаимодействие с региональными предприятиями и организациями. Объединение усилий школы, родителей, работодателей и, прежде всего, самих обучающихся направлено на знакомство с разносторонним миром профессий и формирование у них осознанного выбора профессионального развития.