VIII Межрегиональный форум школьных служб медиации
Образование
26 ноября в КУРО состоялся VIII Межрегиональный форум школьных служб медиации по теме «Медиация – важный элемент модели развития бесконфликтной среды в образовательном учреждении»
Форум проведен с целью обмена опытом работы школьных служб медиации между регионами Российской Федерации. Мероприятие прошло в смешанном формате, что позволило участникам Форума послушать выступления спикеров из разных регионов России – Москвы и Московской области, Ленинградской, Иркутской и Белгородской областей, из Красноярского края, а также из Донецкой Народной Республики и из Республики Крым.
Участники Форума рассмотрели особенности работы школьных служб медиации для формирования бесконфликтной среды, обсудили особенности использования медиативных практик в образовательном пространстве школы и представили свой опыт работы школьных служб медиации по созданию бесконфликтной среды.
Модератором мероприятия стала Акимова Лидия Викторовна, начальник центра социально-педагогического сопровождения КУРО.
С приветственным словом к участникам Форума обратились Оксана Мишонова, Уполномоченный по правам ребенка в Московской области, и Артем Ежов, заместитель начальника управления воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования Московской области.
Участников Форума поприветствовали также Ирина Алексеевна Салыгина, проректор КУРО, и Надежда Михайловна Матренина, заместитель директора ИРО КУРО, и пожелали участникам плодотворной работы в рамках проведения Форума.
В пленарной части мероприятия с основными докладами выступили:
Марина Быкова, аналитик отдела медиации Центра защиты прав и интересов детей Министерства просвещения РФ, с докладом «Интеграция медиации в систему образования: результаты и перспективы», где представила опыт, задачи и дальнейшие цели работы Центра, поделались результатами мониторинга числа существующих служб медиации и количеством конфликтов. Марина Быкова отметила, что главная проблема – это коммуникация и очень важно развивать взаимодействие «ребенок – педагог» и «педагог – родитель».
Антон Коновалов, руководитель Городской службы примирения Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы, с докладом «Способы разрешения конфликтов в школе», где поделился способами разрешения конфликтов в школе: как сторонам конфликта примириться и найти верный путь разрешения конфликта, какие существуют восстановительные практики.
Ольга Дрянных, исполнительный директор Красноярской общественной организации Центр медиации «Территория согласия», с докладом «Восстановительная программа Круг сообщества как эффективный способ профилактики и разрешения конфликтов в образовательной среде: опыт Красноярского края».
Елена Ковчак, начальник отдела разрешения межличностных конфликтных ситуаций Центра медиации СПб ГБУ «Городской Центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт», с докладом «Опыт работы Центра медиации Санкт-Петербургского ГБУ «ГЦСП «Контакт» в разрешении конфликтных ситуаций в образовании», где рассказала о видах конфликтов в Центре и способах их решения и поделилась существующим в Центре протоколом проведения процедуры медиации.
Евгений Евдокимов, директор Православной классической гимназии имени преподобного Серафима Саровского, с докладом «Духовное окормление: медиация по-православному?», где рассказал о формах медиации в духовной образовательной организации, что такое православное образование, кто такой духовный попечитель и поделился информацией о созданном в Гимназии предпрофильным медиа-классом (по журналистике) пресс-клуба «Серафим».
Юлия Чепелева, ассистент кафедры медиакоммуникаций Мариупольского государственного университета имени А.И. Куинджи, с докладом «Чтение художественной литературы как способ развития навыков разрешения конфликтов в образовательной среде: примеры и рекомендации», где рассказала, как художественная литература помогает развивать критическое мышление, понимать различные точки зрения, учит разрешать конфликты мирным путем и находить компромиссы. В художественной литературе прописаны виды конфликтов, которые актуальны и по сей день: личные, культурные, социальные. Художественная литература помогает тем, что она описывает ситуации, которые каждый может примерить на себя - противопоставить себя герою того или иного произведения. Юлия Чепелева поделилась другими мероприятиями, которые проводятся в образовательном учреждении, которые выявляют различные точки зрения на конфликт – альтернативные дискуссии, ролевые игры, эссе на тему «Как бы я решил конфликт», школьный театральный кружок, написание импровизационных сценариев, мастер-классы по медиации. Также в своем выступлении Юлия Чепелева поделилась с коллегами рекомендациями учителям по выбору художественной литературы.
Во второй части Форума участники смогли представить свои наработки в области школьной медиации коллегам, задать интересующие их вопросы и получить на них ответы. Эффективный навык разрешения конфликта способствует улучшению межличностных отношений!