ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

При подготовке в образовательных учреждениях праздничных мероприятий учителями в работе со школьниками и родителями может быть использована интерпретированная к задачам духовно-нравственного воспитания методика организации коллективной творческой деятельности (КТД).

 

Технология коллективного творческого дела (КТД)

Коллективные творческие дела (КТД) – способ организации яркой, на­полненной трудом, творчеством и общением жизни единого кол­лектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.

Суть каждого дела – забота о ближних, о коллективе, друг друге, об окружающих людях, о далеких друзьях, об окружающем мире, о святынях родной земли. В христианской культуре – это милосердие, добрые дела как исполнения норм христианской этики, определенных заповедями Божиими. В каждом КТД решается множество педагогических задач, происходит развитие положительных качеств личности: добросердечности, милосердия, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного отношения к людям и ок­ружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность ценным опытом нравственного поведения, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. В христианской культуре – воспитывать добродетели и преодолевать страсти души.

 

Условия педагогического успеха коллективного творческого дела

Первое условие – общая забота. Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия служение ближнему как самому себе.

Второе условие – товарищество. Воспитатель должен всегда проявлять доброе, уважительное отношение к воспитаннику как к младшему товарищу (в христианском смысле – к каждому ребенку как носителю образа Божиего).

Третье условие – единство мыслей и действий, воли, чувств. Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: духовно-нравственную, познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. В христианском смысле – развития личности в единстве ее трех компонентов: ума, воли, чувств.

Четвертое условие – единые ценностные духовно-нравственные идеалы коллектива. Взаимодействовать с детьми так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя (в христианском смысле – «как ты хочешь, чтобы к тебе относились люди, так ты относись к ним»). Это – ценности милосердия, служения, любви.

Пятое условие – творчество, а не шаблон. Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия – незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не до­пуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия (в христианском смысле – помнить притчу о талантах: каждому человеку дано разное количество талантов – даров, но каждый должен их реализовать в свою меру. Учитель должен помнить о даре каждого ребенка и о его мере).

Основные виды коллективных творческих дел: дела милосердия, познавательные дела; трудовые дела; художественные, спортивные дела.

Таким образом, целевой и содержательный аспекты стадии коллективного творческого дела заключаются в следующем:

Первая стадия — стартовая беседа во время которой воспита­тель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Когда? Где? Кто? С кем вместе?

Вторая стадия – Выбор временной инициативной группы (ВИГ) (5-6 человек). Способы: по желанию детей, по предложению учащихся, по назначению учителя.

Третья стадия – ВИГ совместно со всеми заинтересованными лицами разрабатывает композицию (сценарий) дела. Творческая группа распределяет поручения между участниками сценария, а затем руководит выполнением задуманного.

Четвертая стадия – проведение КТД. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации, и в них особенно четко проявляются положительные качества детей, их слабости.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов – воспитатель ставит перед членами ВИГ задачи для размышления: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предла­гаем на будущее? Смогли ли мы порадовать кого? Смогли ли помочь? Какую пользу для людей (природы и т.д.) принесло наше дело?

После проведения данного дела ВИГ прекращает свою работу. Для следующего дела будет создаваться новая ВИГ.