УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ПРОГРАММЫ

Учебно-методический комплект «Добрый мир (Православная культура для малышей)»

Учебно-методический комплект «Добрый мир (Православная культура для малышей)» является вводной частью авторской общей программы «Православная культура» для 1-11 классов (Центр поддержки культурно-исторических традиций Отчества. М. 2004-2011).

Он разработан на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета «Основы православной культуры» по авторским учебно-методическим комплектам «Православная культура» для 1-10 годов обучения в 55 регионах РФ, странах СНГ, зарубежных странах в 2003-2010 гг. и рекомендованных Министерством образования Московской области, Управлениями образования Белгородской, Тверской, Калининградской и др. областей РФ, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (2007 г.).

В состав комплекта входят 8 пособий: Хрестоматия в 4 книгах для детей с методическими комментариями для воспитателя (Книга 1. Прогулки по дням творения. /Устроение мира/ ; Книга 2. Хорошо — плохо? /Устроение отношений в мире/; Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. / Как устроены отношения в нашей жизни/; Книга 4. Православные праздники. Чему мы радуемся? /Ценности жизни христиан/); Методическое пособие с программой; Рабочая тетрадь для творческих видов деятельности; Музыкальное сопровождение занятий (компакт — диски); Наглядные материалы по темам хрестоматий.

Особенностью комплекта является интегративный характер содержания, объединяющего все виды деятельности дошкольников на основе традиционных ценностей отечественной культуры. Отбор содержания произведен с учётом Стандарта начального образования второго поколения и Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленного Министерством образования РФ, обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне дошкольного и школьного звеньев образования.

Комплект предназначен для использования в дошкольных образовательных учреждениях всех типов (старшая и подготовительная группы детского сада), а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.

Содержание является дополнением к общей «Программе обучения и воспитания в детском саду» по разделам «Умственное воспитание», «Нравственное воспитание», «Художественно-эстетическое воспитание», «Игровая деятельность», расширяя кругозор детей в области духовно-нравственной культуры (православной культуры).

  1. Книга 1. «Как устроен мир Божий?». В ней рассказывается о проявлении воли Божией о мире и человеке в устроении мироздания. Это прогулки-путешествия по дням творения.
  2. Книга 2. «Хорошо – Плохо». В ней углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира, и показываются первые нравственные правила жизни – послушание – трудолюбие – любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определялось как зло. На уровне детского восприятия эти этические нормы определены как «хорошо – плохо»
  3. Книга 3. «Устроение отношений в нашей жизни» углубляет этическую тему и показывает примеры благочестивой жизни – того, как эти нормы могут, должны или проявляются в устроении повседневных отношений жизни христиан: в семье, в отношении к родной земле – Родине, о православном храме как сосредоточии жизни православного человека, в отношении к природе, животным – братьям меньшим, которые есть творения Божии. Это примеры благочестивой жизни христиан.
  4. Книга 4. «Православные праздники. Чему мы радуемся?».
  5. Методическое пособие с программой
  6. Рабочая тетрадь для творческих видов деятельности. В рабочей тетради представлены задания для творческих видов деятельности детей в соответствии с темами книг-хрестоматий. Взаимосвязь заданий указана символическими обозначениями, советующими рубрикам «Путешествие с книгой» и «Рисуем», с указанием номера страниц книг-хрестоматий.
  7. Музыкальное сопровождение занятий (CD — диск)
  8. Наглядные материалы по темам хрестоматий. Наглядные материалы входят в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» и используются во взаимосвязи с материалами методического, музыкального, хрестоматийных пособий и рабочей тетради.
  9. Маршруты Духовного Краеведения для детей во внеурочное время. В пособии представлены материалы для организации внеучебной работы по духовно-нравственному воспитанию школьников начальных классов в образовательных учреждениях всех типов. Содержание носит культурологический характер, объединено общей темой «Доброделание. (Добрые дела)» и осуществляет преемственные связи на уровне дошкольного — школьного образования — системы повышения квалификации педагогов, основываясь на содержании базовых учебно-методических комплектов по духовно-нравственному образованию Московской области: «Добрый мир. Православная культура для малышей» — дошкольное звено, «Духовно-нравственная культура» («Православная культура», «Духовное краеведение Подмосковья») — для начальной и основной школы, программа подготовки педагогов «Духовно-нравственная культура. История религиозной культуры».